Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Меню сайта
Обсуждаем!
Госуслуги
Госуслуги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Главная » 2012 » Апрель » 9 » Проектно – поисковая деятельность в условиях детского сада
09:07
Проектно – поисковая деятельность в условиях детского сада
В детском саду прошёл семинар – практикум «Проектно – поисковая деятельность в условиях детского сада».
         
На семинаре были прослушаны доклады Измайловой Н.Н., воспитателя старшей разновозрастной группы детского сада «Метод проектов в работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении». Надежда Никаноровна акцентировала внимание педагогов на актуальном вопросе создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов, который  дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности дошкольника, навыки партнерского взаимодействия. Она остановила внимание участников семинара – практикума на планировании работы по подготовке проекта, на преимуществах проектного метода, который позволит повысить уровень профессинального мастерства педагогов и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.
         
Заведующая детским садом – Нарыкова Т.М. остановила внимание педагогов на вопросе « Создание образовательной среды в ДОУ, обеспечивающей условия для проектно – исследовательской деятельности». Отметила, что «строительство» детского сада начинается с проектирования единого образовательного пространства, представляющего ту ведущую генерализирующую идею, вокруг которой можно выстроить всю образовательную стратегию ДОУ, ставшего на путь инноваций. Тамара Максимовна выделила условия, необходимые для организации проектно – исследовательской деятельности в условиях детского сада. Она подчеркнула, что ведущая роль в формировании образовательной среды принадлежит участникам образовательного процесса: педагогам, детям, родителям, посколку  именно от их потребностей. способностей и возможностей, зависят успешность обучения детей и в целом качество дошкольного образования.


        
Практическая часть содержала вопросы педагогической разминки на предложенную тематику, содержала задания педагогам «Проект экологического содержания: организовать   предметно - развивающую среду, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности дошкольников».

Проектная технология предполагает:
  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность воспитанника;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

I. Вариативность использования проектного метода.

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
  • частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
  • полная интеграция (экологическое воспитание с художественной  литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим  развитием);
  • метод проектов:
  • форма организации образовательного пространства;
  • метод развития творческого познавательного мышления.

II. Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
исследовательское-творческие:
  • полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
  • ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
  •  практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
  • творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:
  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы» и др.;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;

исследовательские: «Подводный мир», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Тематика проектов может касаться проблем формирования культуры семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Иногда тема проектов  предлагается самими воспитанниками, при этом последние ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. Но чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний воспитанников из разных областей наук. То есть практически достигается интеграция знаний.

III. Планирование работы по подготовке проекта.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:
I этап – организационно-подготовительный:
подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
пополнение предметно-развивающей среды;
подбор диагностического инструментария для выявления зна­ний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:
анализ педагогом резерва своих профессиональных возмож­ностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересо­ванности коллег темой проекта;
выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
формирование банка данных об уровне родительской компе­тентности в вопросах обозначенной темы.

III этап - практический:
коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
реализация проекта через взаимодействие с коллегами и ро­дителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
обобщение и распространение опыта работы;
защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;    
участие в городском конкурсе педагогических проектов.

 IV этап — заключительный:
анализ достижения целей и полученных результатов;
определение дальнейших направлений реализации рассматри­ваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Просмотров: 1917 | Добавил: administrator | Рейтинг: 1.0/1