Главная » 2012 Апрель 9 » Проектно – поисковая деятельность в условиях детского сада
09:07 Проектно – поисковая деятельность в условиях детского сада | |
В детском саду прошёл семинар – практикум «Проектно – поисковая деятельность в условиях детского сада». На семинаре были прослушаны доклады Измайловой Н.Н., воспитателя старшей разновозрастной группы детского сада «Метод проектов в работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении». Надежда Никаноровна акцентировала внимание педагогов на актуальном вопросе создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов, который дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности дошкольника, навыки партнерского взаимодействия. Она остановила внимание участников семинара – практикума на планировании работы по подготовке проекта, на преимуществах проектного метода, который позволит повысить уровень профессинального мастерства педагогов и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы. Заведующая детским садом – Нарыкова Т.М. остановила внимание педагогов на вопросе « Создание образовательной среды в ДОУ, обеспечивающей условия для проектно – исследовательской деятельности». Отметила, что «строительство» детского сада начинается с проектирования единого образовательного пространства, представляющего ту ведущую генерализирующую идею, вокруг которой можно выстроить всю образовательную стратегию ДОУ, ставшего на путь инноваций. Тамара Максимовна выделила условия, необходимые для организации проектно – исследовательской деятельности в условиях детского сада. Она подчеркнула, что ведущая роль в формировании образовательной среды принадлежит участникам образовательного процесса: педагогам, детям, родителям, посколку именно от их потребностей. способностей и возможностей, зависят успешность обучения детей и в целом качество дошкольного образования. Практическая часть содержала вопросы педагогической разминки на предложенную тематику, содержала задания педагогам «Проект экологического содержания: организовать предметно - развивающую среду, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности дошкольников». Проектная технология предполагает:
I. Вариативность использования проектного метода. Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
II. Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательское-творческие:
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
исследовательские: «Подводный мир», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье». По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год). Тематика проектов может касаться проблем формирования культуры семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Иногда тема проектов предлагается самими воспитанниками, при этом последние ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. Но чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний воспитанников из разных областей наук. То есть практически достигается интеграция знаний. III. Планирование работы по подготовке проекта. Работа над проектом происходит в несколько этапов: I этап – организационно-подготовительный: подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта; пополнение предметно-развивающей среды; подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей. II этап - рефлексивно-диагностический: анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта; выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта; формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы. III этап - практический: коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте; определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога; реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка; обобщение и распространение опыта работы; защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ; участие в городском конкурсе педагогических проектов. IV этап — заключительный: анализ достижения целей и полученных результатов; определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. | |
|